07.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Стратегия социально-экономического развития"

О роли межотраслевого баланса в государственном регулировании экономики

Лукин Е.В.

Том 10, №3, 2017

Лукин Е.В. О роли межотраслевого баланса в государственном регулировании экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 3. С. 41-58. DOI: 10.15838/esc.2017.3.51.2

DOI: 10.15838/esc.2017.3.51.2

30 марта 2017 г. в России произошло знаковое событие – Росстат опубликовал базовый межотраслевой баланс (МОБ) по экономике страны за 2011 г. и таблицы ресурсов и использования продукции за 2012–2014 гг. Этого события экономисты ждали более 20 лет. Последний МОБ был сформирован за 1995 г. В статье обобщены теоретические основы межотраслевого баланса и методологические подходы к его построению. Показано, что межотраслевой баланс является основой для государственного регулирования экономики промышленно развитых стран мира. Оценена ситуация с наличием статистической информации, необходимой при построении таблиц «затраты – выпуск» для российской экономики. Выделены возможные направления использования межотраслевых балансов в государственном регулировании экономики. Обосновано, что в МОБ представлены все ключевые макроэкономические показатели страны (региона) как в отраслевом, так и в народнохозяйственном разрезе. Установлено, что это важный аналитический инструмент, применяемый в исследовании межотраслевых взаимодействий в экономике, структурном анализе широкого спектра показателей (структуры производства, формирования ресурсов, цен покупателей, промежуточного потребления, использования товаров и услуг, добавленной стоимости и др.). Он позволяет анализировать обмен продукцией в текущем производственном (промежуточном) потреблении и продукцией, поступающей в конечное потребление. Помимо исследования структуры экономики, межотраслевой баланс дает возможность рассчитывать важные народнохозяйственные и отраслевые пропорции. На основе МОБ также можно рассчитать показатели экономической эффективности по отдельным отраслям и всему народнохозяйственному комплексу ( производительность труда, фондоотдача, рентабельность). Для всех рассмотренных направлений приведены соответствующие практические примеры. Показано, что значимую часть в межотраслевых исследованиях занимают вариантные и прогнозные расчеты. С помощью межотраслевых моделей можно проводить вариантные расчеты состояния экономики с учетом изменений как со стороны личных и общественных потребностей, так и со стороны производственных возможностей. Представлены результаты вариантных расчетов развития экономики с использованием МОБ российских и зарубежных исследователей. Обосновано ключевое отличие прогнозных расчетов от вариантных, заключающееся в использовании динамических матриц коэффициентов прямых затрат. Систематизированы основные методы прогнозирования коэффициентов прямых затрат. Обобщены виды межотраслевых социально-экономических прогнозов (демографические, социальные и экологические прогнозы, прогнозы динамики и структуры производства, развития отдельных отраслей, освоения природных ресурсов и др.). Сделан вывод, что использование аналитических и прогностических возможностей межотраслевого баланса дает прочную основу для государственного регулирования экономики

Ключевые слова

анализ, прогнозирование, моделирование, межотраслевой баланс, государственное регулирование экономики

Полная версия статьи