19:0419.06.201806.2018с 01.01.2018
Просмотры210 (197*)374939558
Посетители197 (218*)413430461
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов"

Компьютерный анализ качественных особенностей формирования социально-идеологической структуры социума

Гаврилец Ю.Н., Тараканова И.В.

Том 11, №1, 2018

Гаврилец Ю.Н., Тараканова И.В. Компьютерный анализ качественных особенностей формирования социально-идеологической структуры социума // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 1. С. 116-131. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.8

DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.8

Целью статьи является разработка специальной методологии анализа и прогноза массовых социальных взаимодействий, которая может использоваться в различных исследованиях процессов формирования социальных позиций и мнений населения. В статье предложен способ математического моделирования массовых социальных взаимодействий при сложном переплетении социальных контактов, влиянии информационных каналов и влиянии внешней среды. Основой модели служат содержательные представления о причинно-следственных связях между численностями социальных групп, их изменениями в результате взаимных переходов, о влиянии на социально-психологическую установку мнений других участников и различных СМИ, возможных внешних воздействиях на эффективность пропаганды. В отличие от традиционно используемых дифференциальных уравнений, когда главное внимание уделяется анализу стационарного состояния, в статье предлагается анализировать динамику численностей групп при использовании простых модификаций цепей Маркова, когда переходы участников из одной группы в другие происходят не единообразно, а распределяются на несколько временных периодов, а вероятности переходов зависят от текущего состояния. Для этого используются компьютерные программы, выражающие итеративные процедуры Марковских цепей с дополнительными промежуточными состояниями. Важной особенностью, отличающей наш подход от других моделей, является опора на социологическую теорию, требующую рассматривать социальное поведение как зависимое от таких переменных, как социально-психологическая установка членов социальных групп. В работе учитываются также факторы, определяющие установки, а именно – социальные контакты между людьми и доступные участникам информационные каналы разных типов. На имитационных расчётах показано, как может влиять эта установка на межгрупповые переходы при формировании социально-идеологической структуры социума. В целом данные модели являются неким ситуационным стендом, на котором можно изучать особенности формирования идеологической структуры социума. При наличии статистических или экспертных данных разработанные модели могут использоваться при анализе социально-политических региональных проблем

Ключевые слова

социальные группы; динамика; установка; идеологическая структура общества; социальные контакты; СМИ; вероятности межгрупповых переходов

Полная версия статьи