22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное развитие"

Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности

Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М.

Том 11, №3, 2018

Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 230-247. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.15

DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.15

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного на территории регионов, частично или полностью вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ). Цель исследования – изучение миграционных установок студентов, определение факторов, влияющих на готовность будущих квалифицированных кадров покинуть территорию АЗРФ. Опрос проводился среди студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности для нужд экономики и социальной сферы полярных регионов страны в городах Архангельске, Мурманске, Красноярске и Якутске. В рамках исследования значительное внимание уделялось изучению влияния на миграционные установки информационно-образовательных факторов, связанных с арктической тематикой («арктический» профиль обучения, оценка «арктичности» образовательной программы, информированность об особенностях формирования АЗРФ и другие). По результатам опроса миграционные настроения студенческой молодёжи определены как достаточно сильные. Подтвердилась гипотеза о том, что соотнесение студентами имеющейся подготовки к будущей «арктической» специализации в целом снижает уровень их миграционных настроений и намерение покинуть регион. Доминирующим направлением потенциальной студенческой миграции является внутрироссийское. Миграционные предпочтения студентов почти в равной степени разделяются между столицами и другими регионами страны. Среди столичных регионов наиболее востребованным является Санкт-Петербург, а среди провинциальных – регионы центральной и южной России. Большинство потенциальных мигрантов занимались сбором информации об условиях проживания и особенностях переезда, причём как заочно, так и очно. Некоторые из них искали работу в новом регионе (стране), и лишь немногие занимались конкретной подготовкой к переезду. Миграционные намерения студентов в первую очередь связаны с факторами экономического характера. Психологические и информационно-образовательные факторы влияют на отдаление планируемого времени покидания Арктического макрорегиона. По итогам исследования авторами сформулированы для организаций высшего образования рекомендации, которые могут положительным образом сказаться на миграционной ситуации в АЗРФ. В их числе разработка и модернизация образовательных программ и модулей арктической направленности, системная профориентационная работа со школьниками и студентами, усиление взаимодействия с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, включение в образовательно-воспитательный процесс выпускников, работающих на территории АЗРФ, активизация инновационной и научно-практической работы студентов

Ключевые слова

факторы миграции, арктический регион, миграционные настроения, миграционные намерения, студенческая молодёжь

Полная версия статьи