RuEn

рубрика "Социальное развитие"

Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения

Иванова Л.Ю.

Том 12, №1, 2019

Иванова Л.Ю. Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11

DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11

Состояние окружающей среды во многом зависит от экологической культуры и экологического сознания населения. Особый интерес представляет изучение этих качеств у подрастающего поколения, что и определило актуальность темы исследования. Цель работы: сравнить отношение к важным экологическим проблемам современных шестнадцатилетних подростков и их сверстников, опрошенных 20 лет назад, а также проанализировать причины изменений, которые произошли в экологическом сознании и поведении подрастающего поколения за этот период. Новизна работы: впервые изучается динамика за два десятилетия обеспокоенности шестнадцатилетних подростков серьезными экологическими проблемами и их экологического поведения, а также анализируются причины произошедших изменений (снижение внимания к вопросам экологии со стороны государства и общества; школьный курс «Экология» перестал быть обязательным; СМИ не уделяют внимания тематике устойчивого развития). В исследовании использовался метод анкетирования. В 1996 г. опрос был проведен в трех, а 2017 г. – в четырех регионах РФ. Исследование показало, что современные шестнадцатилетние подростки по сравнению с их сверстниками из 90-х годов прошлого века реже отмечают, что сорят на улицах и на природе, выбрасывая обертки и прочий мусор (т.е. культура поддержания чистоты повысилась); однако их участие в экологических движениях и организациях, как и прежде, остается на крайне низком уровне. Согласно полученным данным, несмотря на углубление экологического кризиса, за 20 лет сократилась доля подростков, выражающих серьезную обеспокоенность важными проблемами окружающей среды. В свете сказанного большую значимость приобретает организация просвещения населения в вопросах социальной экологии и особенно школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, в задачи которых входит формирование у подрастающего поколения понимания необходимости решения экологических проблем и снижения антропогенного давления на природное окружение, а также навыков улучшения экологической ситуации

Ключевые слова

окружающая среда, анкетный опрос, подростки, динамика отношения, обеспокоенность экологическими проблемами, экологическое сознание, экологическое поведение, вред здоровью

Полная версия статьи

-->