22.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социальное развитие"

Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования

Леонидова Г.В.

Том 12, №3, 2019

Леонидова Г.В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 3. С. 172–188. DOI: 10.15838/esc.2019.3.63.11

DOI: 10.15838/esc.2019.3.63.11

Повышение качества человеческого потенциала является приоритетным направлением социально-экономического развития России. От этого зависит решение задач прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России до 2024 г., поставленных в национальных проектах. Одним из важных элементов нацпроекта «Образование» является обновление содержания, методов и стандартов образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, внедрение современных воспитательных и образовательных практик, ориентированных на повышение самостоятельности и мотивации к знаниям. Все эти задачи, так или иначе, связаны с формированием и развитием человеческого потенциала детского населения России. Численность молодых когорт российского населения сегодня недостаточна для восполнения демографических потерь общества. Поэтому важно сохранять и преумножать человеческий потенциал страны, усиливая эти процессы во всех социальных институтах, в том числе семье, сфере образования, здравоохранения и т.д. Целью статьи является анализ возможностей современной системы общего образования для формирования человеческого потенциала детей, а также качество отношений «родители – школа», «дети – школа». Информационной базой исследования выступили социологические опросы, проведенные ФГБУН ВолНЦ РАН в Вологодской области. В опросах приняли участие родители, имеющие детей в возрасте от 3 до 17 лет (2018 г.), педагоги общеобразовательных школ (2011, 2015, 2017 гг.). Научной новизной исследования является оценка отношений «родители – школа», «дети – школа», которая показала высокую зависимость формирования и развития интеллектуальных и социальных характеристик детского населения от их качества. Так, у тех детей, чьи родители вовлечены в школьную жизнь детей, показатель сформированности человеческого потенциала выше (0,822 ед.), чем у остальных, даже тех, кто вниманием родителей в принципе не обделен (0,786 ед. – позиция ответов: часто). Исследование показало, что чем реже осуществляются контакты родителей и детей в отношении чтения, тем ниже показатели сформированности человеческого потенциала детей (при постоянном чтении индекс равен 0,840 ед., при очень редких занятиях – 0,781 ед.). Результаты исследования будут полезны для работников сферы образования и организаций, осуществляющих работу с родителями школьников

Ключевые слова

человеческий потенциал, родители, детское население, сфера общего и дополнительного образования, взаимодействие родителей и школы в воспитании детей

Полная версия статьи