21.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Вопросы теории и методологии"

Прогнозирование распространения норм и ценностей в России с использованием агент-ориентированного подхода

Машкова А.Л.

Том 15, №1, 2022

Машкова А.Л. (2022). Прогнозирование распространения норм и ценностей в России с использованием агент-ориентированного подхода // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 1. С. 90–109. DOI: 10.15838/esc.2022.1.79.5

DOI: 10.15838/esc.2022.1.79.5

В работе представлена агент-ориентированная модель распространения норм и ценностей и опыт ее использования для получения прогнозов динамики мнений в российском обществе с учетом влияния цифровых медиа и ухудшения экономической ситуации в стране. Выбранный метод моделирования позволяет прогнозировать динамику населения, экономики и политической системы с учетом их взаимного влияния. Каждому агенту ставится соответствующий набор норм и ценностей и моделируется, как они изменяются под влиянием его уровня жизни, общения со знакомыми и посылов из медиа. Отличием представляемой модели от известных аналогов является ее связь с моделью искусственного общества, отражающей население и экономику России на основе актуальных данных. Поведение агентов в модели базируется на концепции социального агента, которая включает принципы разделения агентов на кластеры социальной активности, способ представления норм и ценностей агента в виде набора опций с изменяющейся частотой и функцию построения субъективных оценок уровня жизни, основанную на сопоставлении агента с его окружением. Для информационного наполнения модели проанализированы результаты седьмой волны Всемирного исследования ценностей в отношении взаимосвязи уровня дохода, оценки работы политической системы и нормы социальной ответственности, которое показало значительную степень корреляции между доходами, политическими оценками и нормами жителей. На базе разработанной модели проведены сценарные расчеты, направленные на построение прогноза вероятной динамики общественных настроений в различных экономических условиях. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно серьезной взаимосвязи экономического положения и удовлетворенности жителей действиями правительства. В разработанной модели изменение убеждений человека ограничивается его внутренним миром, поэтому важным направлением будущих исследований является реализация новых устремлений в попытках изменить свою жизнь или общество

Ключевые слова

уровень жизни, агент-ориентированная модель, нормы и ценности, цифровые медиа, Всемирное исследование ценностей

Полная версия статьи