29.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Международный опыт"

Развитие внутреннего водного транспорта России и опыт Китая

Леонов С.Н., Заостровских Е.А.

Том 17, №3, 2024

Леонов С.Н., Заостровских Е.А. (2024). Развитие внутреннего водного транспорта России и опыт Китая // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 17. № 3. С. 258–274. DOI: 10.15838/esc.2024.3.93.15

DOI: 10.15838/esc.2024.3.93.15

В советское время внутренний водный транспорт играл определяющую роль в освоении отдаленных районов страны. Пик его развития пришелся на 1985 год, когда были достигнуты наивысшие в мире объемные показатели. В настоящее время мировым лидером в этом секторе выступает Китай, сумевший за 45 лет превратить внутренний водный транспорт из малозаметного сектора экономики в динамично развивающийся вид транспорта. Достижения Китая заслуживают внимания, особенно с позиции масштабов и скорости процесса. Россия и Китай существенно различаются по показателям плотности населения, объемов производства, сезонности работы водного транспорта, однако есть и схожие характеристики (обширность территории, протяженность и конфигурация внутренних водных путей, возможность обслуживать слабо освоенные районы). В статье выделяются четыре этапа развития внутреннего водного транспорта, отличающиеся целями, задачами, механизмами финансирования и инструментами реализации намеченных на конкретный этап целей развития. Показано, что развитие внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяется как сложными экономико-географическими характеристиками страны, так и накопленными проблемами системного характера в развитии отрасли. К последним относятся недостаточное финансирование внутренних водных путей; дефицит современных судов; низкая инвестиционная привлекательность и недостаточный уровень инвестиций в отрасль; слабое взаимодействие с другими видами транспорта, что лишает внутренний водный транспорт части грузовой базы; дефицит современных перегрузочных комплексов; отток квалифицированных кадров из отрасли. Для возвращения российскому внутреннему водному транспорту возможности реально влиять на территориальное развитие страны необходимо использовать китайский опыт организации финансирования проектов в этой сфере, развития системы подготовки кадров, борьбы с межвидовой конкуренцией на транспорте. Научная значимость исследования заключается в выполнении теоретического анализа и сравнительной оценки уровня развития внутреннего водного транспорта России и Китая. Практическую значимость имеют предложения в части решения накопившихся проблем российского речного транспорта на базе использования опыта Китая по стимулированию деятельности внутреннего водного транспорта

Ключевые слова

внутренний водный транспорт, опорная сеть внутренних водных путей, Россия, Китай

Полная версия статьи