В настоящее время едиными для мирового сообщества являются проблемы устойчивого развития территорий, предприятий, достижения углеродной нейтральности и перехода к экологически чистым видам энергии. Важным элементом для их решения становится экологизация общественного и персонального транспорта, двигательная сила которого базируется на аккумуляторных батареях высокой мощности. При этом ключевым компонентом в аккумуляторах выступает литий, уже получивший масштабное применение в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности. Несмотря на то, что Россия находится на 14 месте по запасам лития, имея в недрах около 1 млн тонн (0,95% мировых запасов), добыча лития в РФ не производится, а до 2022 года всё сырье импортировалось из стран Латинской Америки. Рост цен на литий, а также спрос со стороны производителей электрокаров способствовали повышению интереса к разработке литиевых проектов у таких российских компаний, как «Росатом», «Газпром» и «Норильский никель». В Китае, напротив, добыча лития за последние 30 лет выросла в 103 раза – с 320 тыс. тонн в 1994 году до 33 млн тонн к 2023 году, а удельный вес Китая в общемировой добыче увеличился на 13 п. п. – с 5,2 до 18,3%. К самой богатой провинции, обладающей большими запасами минералов лития, по праву можно отнести провинцию Цзянси. Цель исследования – выработка концептуальных направлений развития литиевого производства в России и Китае как ключевой отрасли в рамках перехода к зеленой экономике и достижения углеродной нейтральности. Информационной базой послужили публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам экологизации мировой промышленности, снижения углеродного следа, особенностей добычи и производства лития, а также его применения в электромобилях. При написании статьи применялись такие научные методы, как сравнительный анализ и обобщение, анализ и обработка статистических данных
Ключевые слова
Россия, Китай, добыча лития, производство литиевых батарей, устойчивое развитие, углеродная нейтральность, энергетический переход, аккумуляторные батареи