03:4521.06.201806.2018с 01.01.2018
Просмотры1 (196*)412139930
Посетители21 (211*)442730754
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Молодые исследователи"

Экстраролевое поведение учителей: роль идентификации с коллективом, стажа и школы как образовательной организации

Климов А.А.

№6 (36), 2014

Климов А.А. Экстраролевое поведение учителей: роль идентификации с коллективом, стажа и школы как образовательной организации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 253-269. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.19

DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.19

В статье рассматривается экстраролевое поведение учителей и их идентификация со школьным коллективом в условиях модернизации системы образования и оптимизации сети образовательных учреждений в России. В обзоре литературы по теме описывается, какое поведение учителей можно считать экстраролевым, какие факторы его вызывают или усиливают, что значит быть «хорошим учителем». Понимание роли экстраролевого поведения как важного компонента трудовой эффективности поможет руководителям образовательных организаций использовать полученные эффекты в процедурах подбора, отбора, аттестации учителей, развития кадрового резерва. Среди множества факторов-предикторов экстраролевого поведения были выбраны три: стаж, школа как организация и идентификация со школьным коллективом. Регрессионные модели, построенные на данных школьных учителей г. Вологды (N = 78, 6 школ), объясняли экстраролевое поведение, связанное с изменением функционирования организации (Модель 2. Совершенствование выполнения, R2=0,21) и поведением, направленным на коллег (Модель 4. Помощь коллегам, R2 = 0,19). Предсказательная способность (частичный R2) предикторов оказалась разной: для стажа – 0,10, для принадлежности к той или иной школе – 0,06, для идентификации со школьным коллективом – 0,02. Экстраролевое поведение вологодских учителей более выражено по сравнению с выборкой стандартизации. Новички проявляют его значительно реже, вероятно, у них еще нет возможностей влиять на школьную организацию и помогать коллегам. Низкая удовлетворённость от группового членства как компонента идентификации со школьным коллективом может быть вызвана высокой нагрузкой. Мы предполагаем, что при росте нагрузки экстраролевое поведение страдает в первую очередь, а это приводит к снижению эффективности труда и провоцирует различные непродуктивные стратегии компенсации: психологическое выгорание, замедление профессионального развития. Поскольку новички и учителя со стажем в разной мере проявляют такое поведение, то эффект для новичков будет отсроченным. Нужно учитывать влияние контекста, поскольку на экстраролевое поведение влияет то, где и с кем работает тот или иной специалист

Ключевые слова

экстраролевое поведение; организационная идентификация; стаж; «хороший учитель»; трудовая эффективность; образовательная организация; модернизация образования

Полная версия статьи