09:2718.11.201811.2018с 01.01.2018
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Вопросы теории"

Теоретико-методологические основы исследования ментальности и обусловленных ею стереотипов поведения

Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Устинова К.А.

Том 10, №2, 2017

Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Устинова К.А. Теоретико-методологические основы исследования ментальности и обусловленных ею стереотипов поведения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 2. С. 60-76. DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.3

DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.3

В статье обобщены и систематизированы теоретико-методологические подходы к исследованию категории «ментальность». Рассмотрены историко-философский, культурно-антропологический, психолого-этнографический, социокультурный и социологический, социально-экономический и междисциплинарный подходы. Особое внимание уделено системному подходу, который учитывает проявленность ментальных характеристик в действии. Представлены структурный подход, фокусирующийся на отдельных компонентах ментальности, и подход к исследованию с позиций «уровневой природы ментальности» (понятийно-смысловой, ценностно-целевой и поведенческий уровни). Авторами обосновывается необходимость применения междисциплинарного подхода к определению ментальности. Это обусловлено активным использованием данной научной категории в разных науках (социологических, психологических, гуманитарных), что требует единых концептуальных приемов анализа. Выявлены признаки типологизации ментальности, к которым относятся: 1) уровень анализа (индивидуальная, профессиональная, общественная ментальность); 2) территориальный признак (городская/сельская (провинциальная)); 3) уровень исторического развития (примитивная/современная (цивилизованная)). В качестве критериев также выделены: характер выраженности или проявленности (дописьменная, письменная и медиаментальность); степень отношения к миру (чувственная/идеациональная); сосредоточенность на тех или иных структурных составляющих ментальности: на психологических характеристиках (сознательное/бессознательное), на нормативных характеристиках и т.д. Показано, что при рассмотрении ментальности сквозь призму различных традиций (научных школ) внимание акцентируется на её различных компонентах: мышлении (американская), исторических традициях (германская), чувственной составляющей, социальных аспектах взаимодействия между людьми (французская). Установлена связь между ментальностью и обусловленным ею поведением людей. Эту связь можно характеризовать с позиций «целое–часть», а также «объект–проявленность объекта». В первом случае выделяют такие «поведенческие компоненты» ментальности, как: 1) стереотипы потребления (престижное, демонстративное поведение, с одной стороны, или психология прожиточного минимума – с другой); 2) нормы взаимодействия хозяйствующих субъектов (равенство/неравенство при взаимодействии); 3) общепринятые стереотипы взаимоотношений общества и индивида (самостоятельность или коллективный характер решения задач)

Ключевые слова

ментальность; Ментальность; структура ментальности; этапы эволюции ментальности; поведение

Полная версия статьи