14:2321.01.201901.2019с 01.01.2019
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Вопросы теории"

«Век живи – век учись»: концептуальный дискурс о финансовой грамотности населения

Белехова Г.В., Калачикова О.Н.

Том 11, №6, 2018

Белехова Г.В., Калачикова О.Н. «Век живи – век учись»: концептуальный дискурс о финансовой грамотности населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6. С. 143-162. DOI: 10.15838/esc.2018.6.60.9

DOI: 10.15838/esc.2018.6.60.9

В современной социальной реальности благополучие человека, в том числе финансовое, всё в большей степени становится зоной личной ответственности. При этом российская действительность сохраняет для большинства населения практически абсолютную зависимость от единственного источника дохода – заработной платы, что, наряду с низким уровнем финансовой грамотности, является реальным риском как для человека, так и для финансовой системы страны. Следовательно, возрастает значение адекватных финансовых знаний, навыков и действий, формируемых в рамках системы финансового просвещения и образования. Это актуализирует задачи выявления «слабых зон» финансовой грамотности и уязвимых групп населения для последующей разработки действенных управленческих решений, что требует наличия проработанного инструментария исследования финансовой грамотности. Цель статьи состоит в критическом анализе существующих теоретико-методологических подходов к исследованию финансовой грамотности населения (ФГ) для того, чтобы, во-первых, сформировать справочно-информационное поле, пригодное для использования в научной и управленческой деятельности, и, во-вторых, предложить концепцию авторской методики оценки финансовой грамотности населения. Для достижения цели были изучены зарубежные и отечественные исследования по финансовой грамотности населения, систематизированы подходы к определению данной категории и представлено ее авторское понимание как трехкомпонентной структуры, сопоставлены методики ее оценки и обоснована концепция авторской методики оценки ФГ. Отличительной чертой выполненного исследования является обращение не только к широко применяемым подходам к пониманию и методикам оценки финансовой грамотности, но и к современным методологическим конструкциям, учитывающим актуальные тенденции в развитии этого динамичного и гетерогенного явления. Полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретико-методологической базы в научных изысканиях, а также в практической деятельности органов власти и других заинтересованных акторов, занимающихся вопросами повышения финансовой грамотности и финансового просвещения населения

Ключевые слова

финансовая грамотность; финансовые знания; финансовые навыки; денежные установки; социологический инструментарий; международный опыт оценки финансовой грамотности

Полная версия статьи