RuEn

рубрика "Социальное развитие"

Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс

Маркин В.В., Силин А.Н., Воронов В.В.

Том 12, №5, 2019

Маркин В.В., Силин А.Н., Воронов В.В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 141–154. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9

DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена необходимостью обеспечения квалифицированными кадрами инвестиционных мегапроектов в арктическом регионе, при сохранении традиционных культуры, языка, ценностей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. В статье применены качественные и количественные методы социологических исследований, проведенных авторами в 2016–2017 годах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменского региона России: массовые опросы северян, с выделением среди них коренных малочисленных народов Севера, глубинные интервью экспертов и другие. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, в том числе изучение российских и зарубежных практик образования разного уровня в арктических регионах, позволил оценить существующий уровень подготовки квалифицированных кадров для Арктики. Обоснованы возможные направления совершенствования системы этнорегионального образования, дана оценка удовлетворенности представителей аборигенных этносов системой общего и профессионального образования, ее соответствия желаемому будущему для своих детей. По результатам исследования сделаны следующие выводы. Общее и профессиональное этнорегиональное образование разного уровня Арктической зоны России нуждается в долгосрочной государственной и негосударственной поддержке, в том числе корпоративной и общественной, связанной с перспективной модернизацией всей его системы. Необходимо усилить взаимодействие вузов и других образовательных организаций с компаниями, которые участвуют в неоиндустриальном освоении Заполярья, в том числе с целью расширения подготовки специалистов по отраслям, связанным с традиционной жизнедеятельностью коренных северных этносов. Этнорегиональное образование в арктическом регионе следует рассматривать, опираясь на стандарты, принятые ЮНЕСКО для миноритарных групп населения, как инклюзивное образование, имеющее статус, отличный от других образовательных организаций, учитывая и малокомплектность большинства школ арктических поселений и кочевий. В то же время необходимо расширить диапазон образовательных траекторий молодёжи коренных малочисленных народов Севера

Ключевые слова

арктика, традиции, коренные малочисленные народы севера, профессиональное и этнорегиональное образование, уровни образования, социальные изменения, социологическая диагностика

Полная версия статьи

-->