21.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Научно-технологическое и инновационное развитие"

Факторы, проблемы и перспективы трансфера знаний в организации высокотехнологичного сектора

Флек М.Б., Угнич Е.А.

Том 16, №5, 2023

Флек М.Б., Угнич Е.А. (2023). Факторы, проблемы и перспективы трансфера знаний в организации высокотехнологичного сектора // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 5. С. 83–100. DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.5

DOI: 10.15838/esc.2023.5.89.5

Статья посвящена исследованию особенностей и факторов развития трансфера знаний из академического сектора в организации высокотехнологичного сектора. Систематизированы способы получения и передачи знаний организацией, виды трансфера знаний. Выделены факторы трансфера знаний с позиции процессного, сетевого и системного подходов. С целью подтверждения полученных теоретических выводов проанализированы факторы трансфера знаний на примере крупного высокотехнологичного предприятия. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования работников (г. Ростов-на-Дону, Россия), осуществленного в апреле – мае 2023 года. На основе результатов анкетирования проведен корреляционный и регрессионный анализ, позволяющий установить фактическую взаимосвязь между факторами, характеризующими параметры трансфера знаний из академической среды. Показано, что все группы факторов имеют прямое положительное воздействие на результаты трансфера знаний. При этом подчеркивается, что факторы получателя знаний, поставщиков знаний и взаимного доверия участников трансфера, то есть факторы, характеризующие внутреннюю мотивацию участников, оказывают более сильное воздействие на результат трансфера знаний нежели факторы организации взаимодействия, отражающие внешнюю мотивацию. С помощью полученных выводов сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности факторов, воздействующих на трансфер знаний на предприятие. Выделено пять основных направлений развития трансфера знаний: повышение эффективности организации взаимодействия поставщика и получателя знаний; укрепление уровня доверия между ними; расширение круга поставщиков знаний; повышение их способности к передаче знаний и способности к восприятию новых знаний получателем, рост эффективности применения полученных знаний. Подчеркивается значение профессионально-образовательной экосистемы как открытой неиерархической устойчивой взаимосвязи предприятия с образовательными, научными, общественными организациями в развитии трансфера знаний

Ключевые слова

доверие, взаимодействие, трансфер знаний, поставщики знаний, получатели знаний, поглощающая способность организации, высокотехнологичный сектор, академический сектор

Полная версия статьи