21.11.202411.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Отраслевая экономика"

О перспективах применения стратегического планирования для эффективного развития сектора малого и среднего предпринимательства

Королева Е.А.

Том 17, №5, 2024

Королева Е.А. (2024). О перспективах применения стратегического планирования для эффективного развития сектора малого и среднего предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 17. № 5. С. 95–113. DOI: 10.15838/esc.2024.5.95.5

DOI: 10.15838/esc.2024.5.95.5

Ключевая роль российских малых и средних предприятий в экономическом развитии страны в условиях сложной геополитической обстановки, специфика предприятий этого сегмента, а также дуальность научных взглядов на целесообразность стратегического планирования для данной категории бизнеса определили актуальность выбранной темы исследования. Цель работы – установить значимость, особенности построения и применения, а также целесообразность стратегий, являющихся одним из эффективных инструментов развития исследуемого сектора. Научная новизна состоит в рассмотрении проблем стратегического планирования на малых и средних предприятиях через призму особенностей построения и применения стратегий в данных компаниях. Исследованы теоретические основы влияния стратегического планирования и стратегий на следующие аспекты деятельности малых и средних предприятий: конкурентоспособность, оценка достижений бизнеса, финансовые результаты, производительность, выживаемость и т. д.; систематизированы взгляды отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу. С учетом того, что функционирование малых и средних предприятий отличает определенная специфика, автором выявлен ряд характеристик, которые присущи стратегиям малого и среднего бизнеса, а именно: комплексность, комбинированность, адаптивность, интерактивность, инклюзивность. Представлена сравнительная классификация фундаментальных особенностей стратегий малых (и средних) и крупных компаний. На основе проведенного в рамках работы специфического анализа отечественной и зарубежной литературы выявлены причины, препятствующие внедрению стратегий на предприятиях малого и среднего бизнеса, определена целесообразность применения стратегий на таких предприятиях. Сформулированы выводы о состоянии и настроениях в предпринимательской среде, полученные в результате опроса представителей исследуемого сектора. В ходе работы использовались общенаучные методы, интерпретация результатов теоретического и эмпирического анализа осуществлялась с применением общелогических методов, формализации, абстрагирования. Методологическую основу исследования составили системный подход, классические и современные теории стратегического планирования

Ключевые слова

стратегия, малые и средние предприятия, бизнес, предпринимательство, стратегическое планирование, развитие, МСП

Полная версия статьи