Демографические вызовы, стоящие перед страной, особенно с учетом их влияния на проблему дефицита кадров на рынке труда, формируют запрос на активное включение бизнеса в реализацию приоритетных национальных задач, направленных на поддержку семьи и укрепление семейных ценностей. Формируется институт корпоративной гражданственности в демографической сфере. Предприятия включают в диапазон социальной ответственности задачи по поддержке работников, выполняющих родительские обязанности, и их семей. Актуальным и практически значимым является исследование того, насколько важны корпоративные демографические практики для самих работников. В аспекте прогнозирования развития ситуации особый интерес вызывает мнение будущих работников – российских студентов. В статье представлен анализ информированности студентов российских вузов о корпоративных демографических практиках, отношения к ним, а также значимости этих практик при выборе работодателя. Новизна исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения к корпоративным демографическим практикам и выраженности у студентов установок на семью и родительство. Разработана и апробирована авторская методика сбора и анализа качественных социологических данных. Эмпирическую базу составили материалы 169 эссе студентов старших курсов из вузов трех федеральных округов РФ – Северо-Западного, Сибирского и Уральского. Выявлен низкий уровень информированности студентов о корпоративной демографической политике российского бизнеса. При этом запрос на корпоративные демографические практики сформирован и зависит от установок и ценностных ориентаций будущих работников. Студенты с выраженными установками на семью демонстрируют более высокий уровень информированности о корпоративных демографических практиках и придают им больше значимости при выборе работодателя. Исследование подтверждает важность целенаправленной работы по формированию у российского студенчества приверженности семейным ценностям и представлений о возможности эффективно совмещать профессиональную и родительскую траектории. Сделан вывод о потенциале влияния корпоративных практик поддержки семьи на репродуктивное поведение будущих работников, что в свою очередь способствует достижению стратегических национальных целей по преодолению демографических вызовов
Ключевые слова
корпоративная гражданственность, ESG-повестка, корпоративная демографическая политика, российское студенчество, установка на семью и родительство, работодатель