В современных реалиях формирование институтов развития является одним из инструментов обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Деятельность таких институтов направлена не только на повышение конкурентоспособности территорий, но и на улучшение жизни населения, и без их эффективной работы достижение устойчивого продвижения в этом направлении в условиях глобальной неопределенности представляется крайне сложным. Цель исследования – оценка наличия и масштабов распространения институтов развития экономики и социальной сферы в малых и средних городах Северо-Западного федерального округа. Рассмотрены теоретико-методологические основы формирования и функционирования институтов развития территорий, предложен методический подход к проведению их типологии. Проанализированы экономические институты развития, функционирующие в малых и средних городах Северо-Западного федерального округа. Установлено, что в настоящее время их деятельность в большей степени нацелена на поддержку населенных пунктов с монопрофильной экономикой. Статус моногорода в округе имеют 26 городов из 138, однако к территориям опережающего социально-экономического развития относятся лишь семь из них. Индустриальные и промышленные парки представлены только в четырёх малых и средних городах двух областей (Ленинградской и Вологодской), а особые экономические зоны – лишь в Калининградской области. Также установлено, что в семи малых и средних городах Северо-Западного федерального округа открыты центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Среди институтов развития жилищной сферы и благоустройства городов рассмотрена деятельность фонда ДОМ.РФ, об эффективности работы которого свидетельствует рост индекса качества городской среды во всех малых и средних городах федерального округа. Помимо этого, исследованы такие институты развития социальной сферы, как территориальное общественное самоуправление и некоммерческие организации
Ключевые слова
малые и средние города, институты развития, Северо-Западный федеральный округ, моногород, территория опережающего социально-экономического развития, особая экономическая зона, территориальное самоуправление, некоммерческие организации