Процесс формирования рациональной транспортной сети и развития транспортных средств должен проходить под знаком достижения социально-территориальной справедливости, понимаемой как гарантия транспортной доступности социальных услуг, роста и экономии свободного времени человека, снижения степени неопределенности хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. К приоритетам оценки транспортной обеспеченности автором отнесены затраты времени движения от населенных пунктов до центров социальных услуг и круглогодичное транспортное сообщение. Каждый вид социальных услуг имеет нормативные величины транспортной доступности, соответствующие потребностям конкретного региона, и на них опирается стратегическое планирование сферы услуг. Так, норматив времени оказания неотложной медицинской помощи равен 40 мин. Уровень транспортной дискриминации определяется как доля населения, проживающего за пределами нормативного времени. Автором предложена формула определения средневзвешенных затрат времени, которое необходимо пользователю транспорта для достижения определенного пункта прибытия (например, медицинского учреждения, школы и т.д.) из любых других пунктов отправления. Оценка транспортной обеспеченности дана на примере районов Республики Коми, в расчет включены все населенные пункты, учтены расстояния до районных центров, состояние путей сообщения, преграды для круглогодичного сообщения, транспортные средства передвижения, включая гужевой (пеший) ход, скорость движения и ряд других факторов. Результаты разработанной методологии дифференциации могут быть использованы для межбюджетного регулирования и распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований по показателю транспортного удорожания стоимости бюджетных услуг через коэффициенты транспортной обеспеченности
Ключевые слова
транспортная обеспеченность, средневзвешенные затраты времени, доступность и удорожание стоимости бюджетных услуг