03:4921.06.201806.2018с 01.01.2018
Просмотры1 (196*)412139930
Посетители21 (211*)442730754
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Инновационное развитие"

Потребитель в инновационной экономике: социокультурные аспекты формирования и функционирования

Малахова Н.Н.

№6 (36), 2014

Малахова Н.Н. Потребитель в инновационной экономике: социокультурные аспекты формирования и функционирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 213-224. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.16

DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.16

Функционирование инновационной экономики ставит перед обществом ряд вопросов социокультурного характера. Одним из них является проблема формирования инновационной личности, под которой большинством исследователей понимается личность, открытая к экспериментам, инновациям и изменениям, обладающая творческими способностями, умеющая не только создавать, но и коммерциализировать новые научно-технологические разработки, то есть личность, способная в первую очередь к производству инноваций. Между тем не меньшее значение для функционирования инновационной экономики имеет личность, готовая к потреблению инновационных товаров и услуг, в связи с чем за рубежом активно проводятся исследования инновационности не только производителя, но и потребителя. Результаты исследований позволяют выделить в качестве ключевой для производителей группу потребителей-новаторов. Анализ поведения потребителей-новаторов на рынке дает возможность зафиксировать присущие им определенные личностные качества и сформулировать их стандарт потребления, основными характеристиками которого являются абсолютизация ценности нового, позитивное отношение к риску, доминирование эмоционального компонента в потреблении в ущерб рациональному. Поскольку современные производители в целях обеспечения стабильного и прогнозируемого спроса на свою продукцию идут по пути моделирования и дальнейшего целенаправленного продвижения стандартов потребления, логично предположить, что именно стандарт потребления новаторов, как нельзя лучше отвечающий интересам производителей инновационной продукции, будет активно продвигаться в обществе через целенаправленное изменение индивидуальной и коллективной психологии. В статье прогнозируются направления подобных изменений, а также анализируются возможные негативные последствия как для всего общества в целом, так и для инновационной экономики в частности

Ключевые слова

инновационная личность; инновационное потребление; потребительская инновационность; стандарты потребления; инновационная экономика

Полная версия статьи