03:4913.12.201812.2018с 01.01.2018
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Общественные финансы"

Региональный бюджет 2015–2017: бездефицитность или отказ от развития?

Поварова А.И.

№1 (37), 2015

Поварова А.И. Региональный бюджет 2015–2017: бездефицитность или отказ от развития? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 1 (37). С. 150-170. DOI: 10.15838/esc/2015.1.37.10

DOI: 10.15838/esc/2015.1.37.10

Формирование регионального бюджета Вологодской области на 2015–2017 годы проходило в сложных социально-экономических условиях, вызванных не только сохраняющейся высокой зависимостью российской экономики и бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры, но и целым рядом новых факторов, связанных с усилением геополитической напряжённости и введением секторальных санкций западными странами. Несмотря на неопределённость трендов развития экономики, новый бюджет объявлен бездефицитным. Казалось бы, достигнут основополагающий принцип бюджетной системы – сбалансированность доходов и расходов. Однако анализ расходной части бюджета показал, что ценой баланса выступает режим жёсткой экономии, переходящий в рестрикцию всех направлений финансирования. За 2015–2017 гг. доля расходов областного бюджета в ВРП уменьшится до 9,8% против 13,6% в 2014 г. При нисходящей макроэкономической динамике такая бюджетная политика в долгосрочном периоде будет ещё больше подавлять экономику и в конечном итоге приведёт к сокращению налогового потенциала. В условиях замедления экономической активности, даже при сбалансированном бюджете, не удастся полностью нивелировать циклические риски поступления налога на прибыль от интегрированных в мировую экономику крупнейших бюджетообразующих отраслей региона – металлургической и химической. Простые расчёты дают основание говорить о том, что при уже имеющемся высоком уровне закредитованности правительству области крайне трудно будет преодолеть зависимость от привлекаемых средств, поэтому достижение бюджетного баланса в прогнозном периоде выглядит весьма иллюзорным. На основе результатов анализа ряда законов об областном бюджете автор приходит к выводу об ошибочности проводимого федеральным правительством курса налогово-бюджетной политики, приматом которого являются фискальные, а не стимулирующие и регулирующие функции, способствующие экономическому росту. Нарастание проблем на региональном уровне рано или поздно потребует принятия решений со стороны центра. В статье обосновываются практические рекомендации по стабилизации территориальных бюджетных систем, которая одновременно должна сопровождаться принятием мер по корректировке налогово-бюджетной политики

Ключевые слова

корректировка налогово-бюджетной политики; долговая нагрузка; кредиты; региональный бюджет; дефицит

Полная версия статьи