25.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Общественные финансы"

Исполнение территориальных бюджетов в 2014 году: напряжение не спадает

Поварова А.И.

№2 (38), 2015

Поварова А.И. Исполнение территориальных бюджетов в 2014 году: напряжение не спадает // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 187-210. DOI: 10.15838/esc/2015.2.38.12

DOI: 10.15838/esc/2015.2.38.12

«Майские указы» В. Путина окончательно закрепились в статусе национальной цели. На фоне затухающей экономической динамики, усугубляемой внешними шоками, реализация этих указов легла тяжким бременем на региональные бюджеты без адекватного финансового подкрепления из федерального бюджета. В результате по итогам 2014 г. в Российской Федерации практически не осталось безубыточных регионов. Ошибочность проводимого курса бюджетной политики давно стала предметом не просто критики многих ведущих учёных и экспертов, а критики конструктивной, включающей позитивные рекомендации по формированию альтернативной политики. К сожалению, итоги 2014 г. убедительно показали, что Правительство РФ не отошло от линии бюджетной консолидации. Напротив, безвозмездная финансовая помощь регионам активно трансформируется в долговое финансирование в форме бюджетных кредитов. Однако и на эту квазиподдержку, являющуюся временным фактором, региональные власти могут рассчитывать только при условии бездефицитности бюджета ценой отказа от расходов на экономическое развитие и повышение благосостояния населения. Результаты анализа фактических данных свидетельствуют о том, что бюджетные проблемы регионов, во многом рукотворно созданные неэффективной бюджетной политикой центра, достигли критического уровня. В преддефолтном состоянии оказалась четверть субъектов с преобладающей долей рыночной задолженности. Расстройство общественных финансов затронуло уже самые сильные территории, что противоречит парадигме устойчивого регионального развития. В отличие от финансово-экономического кризиса 2009 г., регионы вступили в кризис 2014 г. с огромными долгами и бюджетным дефицитом. В условиях готовящегося 10% секвестра расходов федерального бюджета [5] субъектам РФ вряд ли стоит ожидать увеличения финансовой помощи. Очевидно, что им придётся адаптировать свои бюджеты к изменившейся экономической ситуации, но в условиях исчерпания возможностей сокращения инвестиций, расходов на ЖКХ и экономику балансирующими источниками будут выступать бюджетный сектор и оставшиеся меры социальной поддержки населения, что повлечёт сжатие внутреннего спроса, создав не только экономические, но и политические риски для региональных властей. В статье на основе результатов анализа исполнения бюджетов субъектов РФ за 2014 г. обоснованы практические рекомендации по стабилизации территориальных бюджетных систем и их выходу из кризиса. Информационной базой исследования послужили официальные данные Министерства финансов РФ [7], Федерального казначейства [8], Федеральной налоговой службы [9], Федеральной службы государственной статистики [10]

Ключевые слова

регион, государственный долг, дефицит, кредиты, территориальный бюджет, корректировка бюджетной политики

Полная версия статьи